Цены на чай
Надо учитывать, что размах российского рынка и потенциальные его прибыли заставили фирмы из многих стран расширить имеющееся производства специально под чайный рынок. И часто качество такой продукции было весьма низким, так как требовались значительные объемы по невысокой цене. Влияли также и объективные обстоятельства. Высокие прибыли заставляли российские перерабатывающие предприятия ввозить крупные объемы чайного сырья таких сортов, которые плохо переносят транспортировку. В цену чая они закладывали высокие амортизационные отчисления, связанные с устаревшим оборудованием, высокой стоимостью аренды помещений, энергоносителей, транспорта. Но после кризиса положение постепенно меняется.
Покупатель стал гораздо менее требователен к качеству чая, особенно в отдаленных регионах, основная масса населения которых и являются его основными потребителями. Также повлияло общее снижение объемов импорта, сложности у ряда крупных иностранных компаний на российском рынке из-за плохой работы банков, слабую поддержку такими компаниями своих крупных российских покупателей ввиду объективных обстоятельств. Важной особенностью российского чайного рынка является наличие на нем крупных компаний, которые работали практически со всеми крупными городами страны. Так как понятие «импорт» для чайного рынка относительно, то есть надежда, что такие крупные компании плавно перестроят работу и перенесут часть своей активности с закупок импортного готового чая на расширение его производства внутри страны. На рис. 2 показаны некоторые крупные импортеры чая и занимаемая ими доля от общего ввоза.
Интересно также изменение ценовых характеристик различных марок чая за последнее время. По этим показателям можно оценить деформацию чайного рынка в период кризиса. Кроме того, определить истинное положение на нем некоторых марок чая, в тот момент, когда результаты маркетинговой политики гораздо менее заметны.
Так, например, средний рост оптовых цен чая марки «Brook Bond» (производства Индии, упаковка 200 г) за июнь 1997 года и август 1998 года составил более 47 %, для чая марки «Lipton Earl Grey» (производства Великобритании, упаковка 200 г, жестяная банка) рост оптовой цены составил менее одного процента (7, 8). Можно предположить, что такая динамика говорит о гораздо большем запасе по цене первой марки. Конечно, они относятся к различным группам чая, но оптовые фирмы, планируя свой ассортимент на будущее, весьма тщательно следят за возможностями того или иного продукта перемещаться в более высокий ценовой диапазон. Тем не менее, к октябрю оптовая цена на «Lipton Earl Grey» повысилась более чем на 170 %.
Сравнение повышения цен на такие марки как «Ahmad» (100 г), «Eldi» (фруктовый, 350 г) дает соответственно 165 и 185 %. Только это небольшое сравнение цен дает достаточно яркое представление о масштабах влияния кризиса на рынок чая. Причем интересна не абсолютная величина повышения, а именно сравнение его динамики с колебаниями цен на другие марки чая. Разумеется, необходимо также принимать при рассмотрении во внимание демпинговую политику некоторых фирм, а также различные акции крупных фирм по продвижению на рынок своих продуктов. Эти меры могут вызвать кратковременное изменение ценового поля, приглушить общий характер изменения цен.
Распространенные марки отечественного чая также меняли свои цены. Чай «Индийский» (1 сорт, упаковка 50 г) с декабря по август подорожал на 10 %, а с августа по октябрь - на те же 170 %, что и указанный выше импортный чай. Такая марки чая как «Бодрость» (150 г) подорожала более чем в пять раз (8, 9). Это только подтверждает положение о необоснованном завышении отечественными чаеразвесочными фабриками цен на свою продукцию.