Сорта чая разных стран
В Шри-Ланке наиболее популярен чай «Earl Grey», кардамон, лимонный, яблочный, манго, клубничный и ванильный. Около 60 % ароматизированного чая идет на экспорт в упакованном виде. Экспорт чая из Шри-Ланки в 1996 году увеличился на 15 %, превысив 200 тысяч тонн. Крупнейшим покупателем являлась Россия. В первом квартале 1996 года Шри-Ланка поставила в нашу страну более 15 тысяч тонн, Ирану - около 5 тысяч тонн, Сирии - около 4 тысяч тонн.
Китай также производит сегодня широкий ассортимент чая, который классифицируется по форме листа, степени переработки, времени сбора, району произрастанию, цвету, аромату и вкусу. Китайский чай делится на шесть крупных категорий - зеленый, черный, желтый, белый, темно-зеленый и серый. Доля зеленого чая в общем производстве составляет 60 %, черного - 25 %. Площади чайных плантаций (государственных и частных) превышают миллион гектаров. Средняя урожайность - 550 центнеров с гектара. Данный показатель урожайности превышает указанный выше показатель для лучших времен советского чая в одиннадцать раз. На внутреннем рынке потребляется в основном дешевый нерасфасованный чай, который успешно выдерживает конкуренцию со стороны других напитков. Интересно, что более 50 % производимого в мире чая реализуется на аукционах, где, как считаются, назначаются наиболее оптимальные цены. Китай - единственная, пожалуй, страна среди крупнейших производителей чая, которая избегает таких аукционов.
Что касается африканского чая, который все более громко заявляет о себе в мировом масштабе, то лидирует по его производству Кения. Здесь производится ежегодно 250 тысяч тонн, а чайные плантации занимают площадь около 90 тысяч гектаров. На крупные хозяйства приходится 55 % сбора. Кенийский чай реализуется по преимуществу на аукционе в Момбасе, где цены стабильно высокие. Часть произведенного чая поступает на Лондонский аукцион. Основными покупателями кенийского чая являются Великобритания, Пакистан, Египет и Судан (2).
Индонезия производит, как уже отмечалось, до 160 тысяч тонн чая в год. Правительство этой страны поощряет мелкие хозяйства, предоставляет им субсидии и высокоурожайные семена. Сбор чая осуществляется круглый год, вывоз постоянно увеличивается. В географии экспорта произошли большие изменения. Поставки в Нидерланды, бывшие традиционным покупателем индонезийского чая, сократились, в Египет и Пакистан и на другие новые рынки - возросли.