Каноны семи форм чаепитий
За многовековую историю чайной церемонии устоялось и обрело канонические формы семь типов чаепитий:
1. «Чайное действо на рассвете» (анацуки-но тядзи).
2. «Чайное действо утром» (аса-но тядзи).
3. «Чайное действо в полдень» (сего-но тядзи).
4. «Чайное действо ночью» (ебанаси-но тядзи).
5. «Чайное действо со сластями» (каси-но тядзи).
6. «Чайное действо вне (определенного) времени» (фудзи-но тядзи).
7. «Чайное действо (устраиваемое для тех, кто) пришел после (основного чаепития)» (атоми-но тядзи).
Эталонной считается чайная церемония, устраиваемая в середине дня, что совпадает со временем обеда.
Чайное действо представляет собой долгое по продолжительности (около четырех часов) и сложное по ритуалу мероприятие, состоящее из трех видов: приема пищи, питие «густого чая» и питие «жидкого чая».
Каждый жест, движение мысли, последовательность выполняемых действий, всеми участниками церемонии, наполнены глубоким смыслом. Ни одного лишнего жеста, ни одной лишней фразы. Каждое движение строго расписано и имеет свой глубинный смысл, понятный только тем, кто знаком с чайной церемоний. Для западного человека, чайная церемония не больше, чем затянутое чаепитие с непонятным ритуалом. Но чайный обряд – это тоже путь к познанию национальной психологии, не менее важный чем бусидо – моральный кодекс самурая.
Чайное действо начинается со сбора гостей в специальном помещении, которое называется матиаи – ожидание. Тогда же вступает в силу комплекс правил, четко регламентирующий поведение гостей. В чайной церемонии роли распределяются между двумя сторонами – хозяином и гостями. Формально хозяин – устроитель, организатор, дирижер чаепития. Гости – ведомые, подчиняющиеся указаниям хозяина. Однако на всем протяжении чайного действа хозяин выполняет по существу роль слуги: он приветствует гостей в начале церемонии, выносит в чайную комнату утварь, готовит напиток, подносит его гостям, по окончании церемонии уносит утварь, провожает гостей. Наконец сам хозяин не пьет чай, а только готовит и предлагает его гостям.