Оценка сортов и качества чая
Сегодня наиболее качественные марки чая поступают в Россию из Индии. Причем качество его меняется в зависимости от места фасовки. Как уже сообщалось выше, в традиционных местах фасовки имеется хорошо отработанная технология приготовления чайной смеси и лучшие возможности для полного соблюдения такой технологии. На мировом рынке чая сложились устойчивые маршруты транспортировки чая от производителя сырья к предприятиям по фасовке чая. Ярким примером может послужить схема, по которой индийский или цейлонский чай фасуется в Великобритании. Именно там получают марки-образцы. Кроме того, индийский чай активно покупают Польша, Египет, Германия и Япония.
Для более объективной оценки различных сортов чая, существует принятая во всем мире десятибалльная система. В ней предусматривается несколько сортов - второй, первый, высший, высокий, высочайший и уникум. Специалист-дегустатор (tea-tester) оценивает продукт по внешнему виду, вкусу и запаху. Причем внутреннее деление таково, что второй сорт оценивается одним баллом, первый сорт - три-четыре балла, высший сорт - четыре-пять баллов, высокий сорт - шесть-семь баллов и так далее. Такой сорт как уникум, не встречается на широком потребительском рынке. Они служат своего рода эталонами для подавляющего множества сортов. Для подобных сортов используются листочки и почки чая, для большинства остальных - только листочки. В России можно встретить в продаже чай первого и высшего сортов, высокий и высочайший сорта вообще не поставляются к нам в страну.
Сегодня мировое производство приближается (по данным за 1996 год) к трем миллионам тонн в год. То есть мировое производство возросло за последние двенадцать лет почти на 33 % (с 2 226 тысяч тонн в 1984 году). В списке крупнейших производителей сегодня находятся такие страны как Индия, ШриЛанка, Индонезия, Китай, Кения, Турция, Бангладеш, Зимбабве. Крупнейшим производителем по-прежнему остается Индия, где производится около 800 тысяч тонн чая в год (по данным 1996 года). За те же двенадцать лет (с 1984 года) производство чая в Индии возросло на 22 %. К 2000 году здесь планируется довести ежегодное производство чая до 1 млн. тонн. К наиболее известным видам индийского чая, кроме уже упоминавшегося «Darjeeling'а», относятся «Assam» и «Nilgiri». Причем первый из указанных видов настолько популярен, что именно с ним связаны наиболее громкие дела с подделками чая. Облегчает подделки современная упаковка, когда чай не виден в пакетике из плотной бумаги.
Настой чая, полученный из подобных фальшивок, оказывается средней интенсивности, с привкусом бумаги. В таком чае часто встречаются волокна. Образцы же, как правило, были помечены первым и высшим сортом. По причине значительных объемов таких фальшивок на рынке Чайное управление Индии и Шри-Ланки ввело специальные торговые знаки, удостоверяющие подлинность чая, находящегося в данной упаковке.