Появление моды на курение
Потребление табака влекло за собой наркотическую зависимость. Это обеспечивало широкий рынок сбыта и одновременно становилось базой для восприятия традиционными культурами. Поскольку табак был дорогим удовольствием, значит его можно не только продавать. Еще важнее в Сибири было то, что его можно было подарить. Таким образом можно было выразить внимание, дружбу, уважение и т.д. Этот принцип работал не только при общении в социуме.
Поскольку система ценностей человека переносилась в мир ирреальный, и мир духов строился по подобию мира человека, табак можно было использовать как подарок и знак уважения для различных духов и божеств, заменяя и вытесняя продукты и предметы, употреблявшиеся в качестве даров ранее. Это был первый и самый важный путь интеграции табака в знаковую систему аборигенов для восприятия его духовной культурой. На основе этого принципа идет в дальнейшем становление и развитие целого комплекса ритуалов. П.С.Паллас сообщает, что остяки оставляли своим идолам подношения в виде нюхательного табака и пакли для затыкания носа. Видимо, с этой же целью, в «кладе» на остяцком кладбище, исследованном С.И.Руденко возле Обдорска, вместе с фигурками духов и другими предметами была оставлена очень дорогая медная табакерка с содержимым.
Очень близкую основу имело введение табака в погребальную обрядность: необходимый при жизни, табак должен был сопровождать человека и в загробный мир. На этой основе идет процесс формирования различных церемоний. В погребальных памятниках Западной Сибири в XVII-XVIII вв. появляются курительные трубки, табакерки и другие приспособления.
Все это происходит в Сибири на фоне того, что в России коренным образом изменяется отношение к табаку. В конце XVII в. молодой царь Петр I вводит моду на курение. Более того, в 1697 г. он продает англичанам концессию на табачную торговлю в России. С этого момента табак уже не подвергается преследованиям, в силу чего и табачная торговля русских в Сибири приобретает новый размах.
С XVIII в., по мере укрепления влияния русских в крае и с расширением русской табачной торговли в Западной Сибири, коренные обитатели постепенно оказываются в зависимости исключительно от русских торговцев, соответственно, и влияние русских, их моды и привычки начинают доминировать культуре потребления табака. Бухарская манера курения на протяжении XVIII в. постепенно трансформируется. В первую очередь это происходит из-за появления большего количества табака и изменения его качества. В XVII в. в Сибирь привозили в основном «китайский шар». Это был чрезвычайно дорогой и качественный товар. Во время перебоев с его поступлением сибиряки вынуждены были довольствоваться очень крепким черкесским табаком, который выращивали на юге России. В качественном отношении черкесский табак уступал китайским сортам, т.к., сибиряки «скорее от него пьянели».
На протяжении XVIII в. в Западную Сибирь ввозится все меньше «китайского шара», но неизменно растут поставки черкесского табака, который обладал совершенно другими качествами. Из-за этого постепенно изменяются курительные принадлежности : увеличивается объем чашечек курительных трубок. В них теперь помещалось гораздо больше табака, соответственно курили его не единичными резкими затяжками, как раньше, а втягивали дым спокойно, постепенно. В связи с этим исчезает необходимость фильтровать дым через воду. К концу XVIII в. бухарская манера курения, а также сопутствующие ей действия и приспособления исчезают, на смену им приходят новые способы потребления табака, принесенные русскими, и новые формы курительных принадлежностей.
Русские сибиряки также подвергались влиянию местного населения. Оказавшись в XVII веке в среде страстных курильщиков, русские втянулись в торговлю табаком и стали больше сами потреблять его. Они познакомились с некоторыми аборигенными особенностями табакокурения и заимствовали их.