Агрессивный Малютка
Детские продукты SMP в послевоенной Европе оказались весьма кстати – в 1945 – 1946 годах начала повышаться рождаемость, и семьи с маленькими детьми в Норвегии, Дании и Финляндии стали главными покупателями продукции шведской компании.
План Маршалла по восстановлению разрушенной Европы быстро принес свои плоды – уже в 1950 году экономические показатели европейских стран существенно улучшились. Подъем привел к стремительному росту уровня жизни, возникало новое западное общество – «общество потребления». Появлялось все больше и больше товаров, производители выводили на рынок огромное количество торговых марок. SMP почувствовала опасность «затеряться» в этом многообразии. В этой связи в 1953 году фирма зарегистрировала собственный бренд – Semper. А через десять лет и сама Svenska Mjolkprodukter AB поменяла название на Semper.
Смена названия произошла уже без участия основателя компании. Незадолго до смерти, последовавшей в 1961 году, Аксель Веннер-Грен продал свою долю в капитале компании Фермерскому кооперативному движению Швеции. Спустя некоторое время фермеры уступили контрольный пакет Молочному союзу, который впоследствии довел свою долю в Semper до 75%. Новый владелец сделал из Semper монополиста на рынке сухого молока Швеции – Молочный союз, основная государственная организация, осуществляющая закупки сырого молока, обеспечила фирме легкий доступ к сырью.
Компания продолжала расширять линейку детских товаров. Как и другие производители продуктов для детей, например австрийская Hipp, Semper начала выпуск детского питания в стеклянных банках.
Однако главная цель, которую Аксель Веннер-Грен ставил перед предприятием в момент его создания, – превратиться в экспортно-ориентированную компанию – по-прежнему не была достигнута. Semper удалось добиться популярности только в скандинавских странах.
В 1965 году менеджеры компании попытались выйти за пределы региона и поставили около 3 млн упаковок сухого молока и вэллинга в СССР. Однако единовременные сделки не переросли в долгосрочное сотрудничество. Стремившийся к экономической независимости от Запада Советский Союз уже в 1960 году наладил выпуск сухих молочных смесей «Малыш» и «Малютка» и отказался от закупок шведских каш. А еще через десять лет советское правительство убедилось в том, что детского питания выпускается недостаточно, и построило шесть заводов по производству продуктов для детей, закрыв двери перед шведской компанией.
Semper пришлось вернуться на скандинавскую землю. В этот период фирма начинает развивать новое направление – выпуск полуфабрикатов. Первые эксперименты в этой области Semper предпринимала сразу после окончания войны, но тогда дело не получило широкого размаха. Купив же компанию Svenska Livsmedelsindustrie, которая занималась дистрибуцией полуфабрикатов в рестораны и кафе, Semper получила и выход на прямого потребителя и стала быстро развивать эту сферу.