admin

Духовность питания в верованиях древних

Этот раздел EDKA.ru - публикация книги Галины Шаталовой - Краткие выдержки. Где купить книгу - написано в первой статье этого раздела.

Идея духовности питания органически вплетена в историю человечества. Древние греки, например, рассматривали процесс приготовления пищи как священный акт творения. Магические орнаменты охра­няли их пищу от осквернения.

Школа Пифагора cумела пронести сквозь тысячелетия до наших дней духовные основы умеренности питания. Сам Пифагор питался овощами, поражая всех своей физической силой. Сорокалетним он одерживал победы на Олимпийских играх в самом трудном виде спорта – кулачном бою. Пифагор первым принёс в варварскую Европу идею о естественных потребностях человека в растительной пище.

Эпос Древней Индии также связывает духовность людей с питанием растительной пищей. По мнению автора «Махабхараты», острой, приторно сладкой пи­щей, отягощённой жиром, а также мясом питались лишь люди страстей. Люди низкого духовного уровня потребляли вялую, безвкусную, даже вчерашнюю пищу, что, по мнению древних, приводит к полному упадку духовности и безволию.

В Древнем Риме также веками сохранялась разум­ная умеренность в пище. Народ питался один или два раза в сутки. Лишь аристократия культивировала неограниченную роскошь во всём, в том числе и в питании.

Древний Китай всегда славился своеобразием растительного питания, но и там знать внесла свою лепту в извращение представлений о естественных потребностях человека. В памяти поколений остался такой «шедевр» гостеприимства, как специальный столик с круглым отверстием в центpe и ремнями для крепления под столом тельца обезьянки. Вокруг стола рассаживались особо почётные гости. Вооружась серебряными ложечками с острым краем, они черпали обнажённый головной мозг живой обезьянки.

Священные религиозные книги издревле оберегали людeй от излишеств в потреблении пищи. Практически вce религии, оберегая чистоту духа и тела человека, предписывают ему постные разгрузочные дни и недели (у христиан – 200 дней поста в году).

Современный человек: в ярме привычек и пристрастий

Неправильные представления о естественных по­требностях человека извращают и психологический настрой людей. Не понимаю тех, кто, проповедуя высо­кие духовные стремления, говорит, что питается тем, «что Бог послал», намекая на недостойную приземленность духа всех, кто думает о еде.

К сожалению, психологическое давление окружающих, груз привычек, воспитанных современной цивилизацией, словно ядро, прикованное к ноге каторжника, не дает многим и многим из нас встать на путь обрете­ния подлинного а не «практического» здоровья, как деликатно именуют сегодня то состояние шаткого равновесия организма, когда исподволь, скрытно подтачивающие его болезни еще не прорвались наружу, не стали явными.

Видовое питание

Есть один критерий, который способен примирить самые разные вкусы, различные религиозные и морально-этические запреты: это так называемое ви­довое питание. Чтобы читателю стало яснее, о чем идет речь, приведу один пример.

Как вы думаете, что произошло бы с удавом, про­глоти он не живого, а ободранного, разрубленного для «удобства» на куски кролика. Процесс пищеварения был бы затруднен. Как выяснилось в результате экспериментов академика А. М. Уголева, получивших на­звание «маленький искусственный удав», в живой при­роде чрезвычайно широко распространено явление так называемого аутолиза (самопереваривания).

Суть его состоит в том, что переваривание пищи на 50% определяется ферментами, содержащимися не в желудочном соке «потребителя», а в тканях самой «жерт­вы», которой может быть растение или животное. Же­лудочный сок лишь «включает» механизм самопере­варивания. При этом в тканях «жертвы», в каждой их клетке возникает множество центров расщепления. Происходит как бы взрыв тканей изнутри по всей их толще, в результате чего процесс пищеварения и усваивания питательных веществ намного оптимизируется и ускоряется.

Эксперименты А. М. Уголева выявили и еще одну закономерность, которая поможет читателям понять, почему в кухне целебного питания термическая обра­ботка пищи сведена к минимуму. В опытах сравнива­лось переваривание тканей, сохранивших свои естественные свойства, и тканей, подвергшихся термообработ,ке. Выяснилось, что в первом случае ткани расще­плялись полностью, во втором же случае их структуры частично сохранялись, что затрудняло усвояемость пищи и создавало условия для загрязнения организма. Кстати, результаты этих опытов проливают свет и на продолжающийся по сию пору спор двух школ гигиенистов-диетологов. Одни доказывают необходимость включения в рационы питания зерновых и хлеба, дру­гие выступают против. Более подробно эту проблему я рассматриваю в разделе, посвященном зерновым ку­льтурам и приготовляемым из них блюдам. Но, ду­маю, из сказанного читателю уже стало ясно, что чем дольше вы варите кашу, чем чаще печете или жарите пирожки, тем больше ваш пищеварительный тракт за­грязняется остатками не полностью переваренных блюд, а также хлеба, выпекаемого при очень высокой температуре.